Обновленка Биология 9 класс ДСП Долгосрочный план по обновленной программе содержанию на 2018-2019 год

Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы

по учебному предмету «Биология» для 9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

9 класс

 

Раздел долгосрочного плана Содержание раздела долгосрочного плана Цели обучения
Обучающийся должен:
1-я четверть
Клеточная биология Функции основных компонентов клетки. Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эндоплаз-матическая сеть, клеточный центр, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, клеточные включения. Строение и выполняемые функции. 9.4.2.1 — объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки
Вычисление линейного увеличения клеток. Увеличение, актуальный размер и фактический размер изображения. Перевод единиц измерения в систему СИ (сантиметры — миллиметры — микрометры — нанометры).

Моделирование «Вычисление линейного увеличения клеток, используя микрофотографии»

9.4.2.2 — вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии
Разнообразие живых организмов.

Биосфера и экосистемы

Использование бинарной номенклатуры для описания различных видов.

Лабораторная работа «Определение видов растений и животных (местного региона) с помощью определителя».

9.1.1.1 — использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов;

9.1.1.2 — распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям)

Экспоненциальные и сигмоидные кривые роста популяции 9.3.1.1 — анализировать диаграммы экспоненциаль-ных и сигмоидальных кривых роста популяций
Эффективность переноса энергии в экосистеме. Поток энергии и цепи питания. Виды экологических пирамид. 9.3.1.2 — рассчитывать эффективность переноса энергии;

9.3.1.3 — сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии

Круговорот азота и углерода в природе. Биохимические процессы в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы. 9.3.1.4 — составлять схему круговорота азота и углерода в природе
Влияние деятельности человека на окружающую среду Влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду и здоровье человека. 9.3.2.1 — объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду
Воздействие пестицидов на окружающую среду и здоровье человека. 9.3.2.2 — объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека
Парниковый эффект и истощение озонового слоя. Влияние повышения температуры атмосферы и воды, уровня мирового океана на живые организмы. 9.3.2.3 — объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы;

9.3.2.4 — объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя

Питание Процесс расщепления. Действие пищеварительных ферментов. Роль ферментов в пищеварении. Абсорбция и выделение. 9.1.2.1 — описывать в деталях процессы пищеварения у человека;

9.1.2.2 — устанавливать взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом в процессе переваривания пищи

Механизм действия ферментов. Активный центр фермента.

Лабораторная работа «Исследование влияния различных условий (температура, pН) на активность фермента».

9.4.1.1 — изучать механизм действия ферментов
9.1.2.3 — исследовать влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента
Эмульгирование жиров под действием желчи.

Лабораторная работа «Исследование процесса эмульгирования жиров под действием желчи».

9.1.2.4 — исследовать процесс эмульгирования жиров под действием желчи
Транспорт веществ Сходства и различия активного и пассивного транспорта. Транспорт через клеточную мембрану. Затрата энергии при активном транспорте. 9.1.3.1 — сравнивать пассивный и активный транспорт
Внешние и внутренние факторы, влияя-ющие на транспирацию. Лабораторная работа «Исследование внешних факто-ров: температуры, влажности и давления водяного пара, движения воздуха на процесс транспирации». Лабораторная работа «Исследование внутренних фак-торов: площади испаряющей поверхнос-ти и отношения этой поверхности к объему растений (кутикула, устьица) на процесс транспирации». 9.1.3.2 — объяснять сущность процесса транспирации у растений;

9.1.3.3 — исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации

Влияние внешних факторов на транспорт веществ по флоэме: температуры, влажности, света. 9.1.3.4 — изучить перемещение веществ во флоэме в зависимости от внешних факторов
2-я четверть
Дыхание Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания. 9.1.4.1 — сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания
Утомление мышц, связанное с анаэробным и аэробным дыханием.

Влияние физических упражнений на аэробное и анаэробное дыхание.

9.1.4.2 — рассмотреть связь между утомлением мышц и процессами анаэробного и аэробного дыхания
Выделение Строение и функции нефрона. Ультрафильтрация. Абсорбция и избирательная реабсорбция. Состав мочи. Причины фильтрации и обратной фильтрации. 9.1.5.1 — описывать строение и функцию нефрона;

9.1.5.2 — описывать процессы фильтрации и образования мочи

Факторы, влияющие на работу почек: рацион питания, переохлаждение, лекарственные препараты, хронические и инфекционные заболевания (кариес, гнойная ангина и др.). 9.1.5.3 — описывать факторы, влияющие на работу почек
Гигиена мочевыделительной системы. Заболевания почек и органов мочевыделительной системы: пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь почек. Причины и меры профилактики. 9.1.5.4 — объяснять меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы
Продукты выделения живых организмов, обитающих на суше, в пустыне, в пресной и соленой воде. Конечные продукты разложения азотсодержащих органических веществ: аммиак, мочевина, мочевая кислота. 9.1.5.5 — установить связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов
Координация и регуляция Типы и функции нейронов. Функции нервной ткани (глиальные клетки). Миелинизированные и немиелинизированные оболочки аксона. Синапсы и медиаторы. Моделирование «Изучение нервной ткани». 9.1.7.1 — устанавливать взаимосвязь между строением нервной клетки и функцией нервной клетки

9.1.7.2 — анализировать функции нервной ткани и ее структурных компонентов

Возникновение и проведение нервных импульсов в миелинизированных и немиелинизированных аксонах. Ско-рость проведения. Мембранный потен-циал, потенциал покоя и потенциал действия. Моделирование «Изучение скорости возникновения и передачи нервного импульса» 9.1.7.3 — описывать возникновение и проведение нервного импульса
Электрические процессы в живых организмах. Электрорецепторы и электрические органы. 9.4.4.1 — изучать электрические процессы в живых организмах
Механизм нейрогуморальной регуляции на примере регуляции вдоха и выдоха. Сравнение нервной и гуморальной регуляции. Адаптация организма к стрессу. 9.1.7.4 — объяснять механизм нейрогуморальной регуляции
Нейрокомпьютерный интерфейс. Система обмена информацией между мозгом и компьютером. 9.4.4.2 — изучать особенности технологии интерфейс компьютер-мозг
Механизмы поддержания гомеостаза. 9.1.7.5 — объяснять механизм поддержания постоянства внутренней среды организма
Регуляторы роста и развития растений. Лабораторная работа «Исследование влияния ауксина на растения». 9.1.7.6 — анализировать влияние ростовых веществ на жизнедеятельность растений
3-я четверть
Движение Работа мышц.

Демонстрация «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Регуляция мышечных движений».

Лабораторная работа «Изучение процесса утомления мыщц при статической и динамической работе».

9.1.6.1- исследовать макси-мальное мышечное усилие и силовую выносливость мышц руки;

9.1.6.2 — исследовать зависи-мость работы от частоты мышечных сокращений

Молекулярная биология Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты: комплементарность нуклеотидов 9.4.1.2 — описывать строение двойной спирали молекулы  дезоксирибонуклеиновой кислоты;

9.4.1.3 — моделировать молекулу дезоксирибонук-леиновой кислоты на основе принципов её строения

Клеточный цикл Интерфаза. Стадии интерфазы: Gl, S и G2. 9.2.2.1 — объяснять процессы, происходящие в интерфазе клеточного цикла
Митоз. Фазы митоза.

Лабораторная работа «Исследование митоза в клетках корешка лука».

9.2.2.2 — охарактеризовать фазы митоза
Мейоз. Фазы мейоза. Сравнениемитоза имейоза.

Моделирование «Изучение фаз мейоза».

9.2.2.3 — охарактеризовать фазы мейоза;

9.2.2.4 — сравнивать процессы митоза и мейоза

Закономерности наследственности и изменчивости Закономерности наследования признаков, выявленные

Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности

9.2.4.1 — оценивать роль исследований Г.Менделя в становлении и развитии генетики
Цитологические основы генетических законов наследования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Moно- и дигибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. 9.2.4.2 — обосновывать цито-логические основы моногиб-ридного скрещивания и решать задачи на моногиб-ридное скрещивание;

9.2.4.3 — обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание

Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное. Явление доминирования признаков. Понятие анализирующего скрещивания и его практическое значение. 9.2.4.4 — сравнивать полное и неполное доминирование;

9.2.4.5 — оценивать значение анализирующего скрещивания

Генетика пола. Генетический механизм определения пола. Наследование сцепленное с полом. Гемофилия и дальтонизм. 9.2.4.6 — описывать теорию определения пола;

9.2.4.7 — составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола

Закономерности наследования групп крови у человека. Резус-фактор. 9.2.4.8 — объяснять механизм определения и наследования групп крови человека
Генетика человека. Методы изучения наследственности у человека. Преду-преждение наследственных заболеваний человека. Составление генеалогического древа человека. Моделирование «Составление родословной человека». 9.2.4.9 — характеризовать основные методы изучения генетики человека;

9.2.4.10 — составлять генеалогическое древо

Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности.

Новые альтернативные пути ведения высокопродуктивного сельского хозяйства

9.2.4.11 — изучать использование современных сельскохозяйственных технологий для повышения урожайности культурных растений на основе местного региона
Микробиология и биотехнология Общая схема биотехнологического процесса и продукты, получаемые в биотехнологии (для медицины, промышленности и сельского хозяйства).

Производство инсулина.

9.4.3.1 — описывать общую схему биотехнологического процесса на примере производства инсулина;

9.4.3.2 — приводить примеры продуктов, получаемых в биотехнологии

4-я четверть
Размножение Строение и функции половой системы человека. 9.2.1.1 — описывать строение половой системы человека
Лабораторная работа «Изучение строения мужских и женских гамет». 9.2.1.2 — исследовать особен-ности строения мужских и женских половых клеток
Вторичные половые признаки. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. 9.2.1.3 — описывать развитие вторичных половых признаков в период полового созревания
Менструальный цикл. Роль гормонов эстрогена и прогестерона. 9.2.1.4 — описывать менструальный цикл и роль эстрогена и прогестерона
Виды контрацепции, их значение и применение. 9.2.1.5 — объяснять значение и виды контрацепции
Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, гепатит В,С. Меры профилактики. 9.2.1.6 — объяснять послед-ствия заболеваний, переда-ваемых половым путем и меры их профилактики
Рост и развитие Внутриутробное развитие. Первые стадии зародышевого развития. Формирование и развитие плода. 9.2.3.1 — объяснять роль пла-центы в развитии эмбриона;

9.2.3.2 — сравнивать развитие эмбриона и плода

Влияние курения, наркотических веществ и алкоголя на развитие эмбриона человека. 9.2.3.3 — объяснять последствия влияния курения, алкоголя и других наркотических веществ на развитие эмбриона человека
Эволюционное развитие Этапы развития жизни на Земле. 9.2.5.7 — изучать основные этапы развития жизни на Земле
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение современной теории эволюции. 9.2.5.1 — изучать основные положения работ К.Линнея и Ж.Б.Ламарка;

9.2.5.2 — объяснять роль тру-дов Ч.Дарвина в создании учения об эволюции

Движущие силы эволюции. Приспособ-ленность в результате естественного отбора. Роль изменчивости в эволю-ционном процессе (мутационная, комби-нативная). Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). Борьба за существование (внутривидо-вая, межвидовая). Моделирование «Изучение адаптаций как результат естественного отбора (бабочка)» 9.2.5.3 — охарактеризовать движущие силы эволюции;

9.2.5.4 — описывать роль естественного отбора в адаптации организмов

Определение понятия «вид». Структура вида. Критерии вида. Понятие «видообразование». Формы и механизмы видообразования. 9.2.5.5 — охарактеризовать структуру и критерии вида.

9.2.5.6 — объяснять процесс видообразования

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *