Обновленка Биология 9 класс КТП ДСП Календарно-тематическое планирование по обновленной программе содержанию Долгосрочное планирование Долгосрочный план Календарный план

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 9
Предмет: «Биология»
Всего часов: 68
Часов в неделю: 2

Разделдолгосрочногоплана Содержаниеразделадолгосрочногоплана Целиобучения Кол-вочасов
1-я четверть
9.1А Клеточнаябиология
(1 час) Функции основных компонентов клетки. Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, клеточные включения.Строение и выполняемые функции. 9.4.2.1 — объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки 1

Вычисление линейного увеличения клеток. Увеличение, актуальный размер клетки (органеллы) и фактический размер изображения. Перевод единиц измерения в систему СИ (сантиметры — миллиметры — микрометры — нанометры).
Моделирование «Вычисление линейного увеличения клеток с использованием микрофотографий» 9.4.2.2 — вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии
9.1В Разнообразие живых организмов.
Биосфера и экосистемы
(4 часов) Использование бинарной номенклатуры для описания различных видов.
Лабораторная работа«Определение видов растений и животных (местного региона) с помощью определителей». 9.1.1.1 — использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов;
9.1.1.2 — распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям) 1
Экспоненциальные и сигмоидальные кривые роста популяций. 9.3.1.1 — анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций 1
Эффективность переноса энергии в экосистеме. Поток энергии и цепи питания. Виды экологических пирамид. 9.3.1.2 — рассчитывать эффективность переноса энергии;
9.3.1.3 — сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии 1
Круговорот азота и углерода в природе. Биохимические процессы в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы. 9.3.1.4 — составлять схему круговорота азота и углерода в природе 1
9.1DВлияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа) Влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду и здоровье человека. 9.3.2.1 — объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду 1
Воздействие пестицидов на окружающую среду и здоровье человека. 9.3.2.2 — объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека
Парниковый эффект и истощение озонового слоя.Влияние изменения температуры атмосферы и воды, повышение уровня мирового океана на живые организмы. 9.3.2.3 — объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы;
9.3.2.4 — объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя 1
9.1EПитание (4 часа) Процессы расщепления. Действие пищеварительных ферментов. Роль ферментов в пищеварении.Абсорбцияи выделение. 9.1.2.1 — описывать в деталях процессы пищеварения у человека;
9.1.2.2 — устанавливать взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом в процессе переваривания пищи 1
Механизм действия ферментов. Активный центр фермента.
Лабораторная работа «Исследование влияния различных условий (температура, pН) на активность фермента». 9.4.1.1 -изучатьмеханизмдействияферментов 2
9.1.2.3 — исследовать влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента
Эмульгирование жиров под действием желчи.
Лабораторная работа «Исследование процесса эмульгирования жиров под действием желчи». 9.1.2.4 — исследовать процесс эмульгирования жиров под действием желчи 1
9.1FТранспортвеществ (4часа) Сходства и различия активного и пассивного транспорта. Транспорт через клеточную мембрану. Затрата энергии при активном транспорте. 9.1.3.1 — сравнивать пассивный и активный транспорт 1
Внешние и внутренние факторы, влияющие на транспирацию. Лабораторная работа «Исследование внешних факторов: температуры, влажности и давления водяного пара, движения воздуха на процесс транспирации». Лабораторная работа «Исследование внутренних факторов: площади испаряющей поверхности и отношения этой поверхности к объему растений (кутикула, устьица) на процесс транспирации». 9.1.3.2 — объяснять сущность процесса транспирации у растений;
9.1.3.3 — исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс транспирации 2
Влияние внешних факторов на транспорт веществ по флоэме: температуры, влажности, света. 9.1.3.4 — изучить перемещение веществ во флоэме в зависимости от внешних факторов 2
Суммативное оценивание 1
Итого 18
2-я четверть
9.2AДыхание (2 часа)
Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективностьанаэробного и аэробногодыхания. 9.1.4.1 — сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания 1
Утомление мышц, связанное с анаэробным и аэробным дыханием.
Влияние физических упражнений на аэробное и анаэробное дыхание. 9.1.4.2 — рассмотреть связь между утомлением мышц и процессами анаэробного и аэробного дыхания 1
9.2BВыделение (5 часов) Строение и функции нефрона. Ультрафильтрация. Абсорбция и избирательная реабсорбция. Состав мочи. Причины фильтрации и обратной фильтрации. 9.1.5.1 — описывать строение и функцию нефрона;
9.1.5.2 — описывать процессы фильтрации и образования мочи 1
Факторы, влияющие на работу почек: рацион питания, переохлаждение, лекарственные препараты, хронические и инфекционные заболевания (кариес, гнойная ангина и др.). 9.1.5.3 — описывать факторы, влияющие на работу почек 1
Гигиена мочевыделительной системы. Заболевания почек и органов мочевыделительной системы: пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь почек. Причины и меры профилактики. 9.1.5.4 — объяснять меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы 1
Продукты выделения живых организмов, обитающих на суше, в пустыне, в пресной и соленой воде. Конечные продукты разложения азотсодержащих органических веществ: аммиак, мочевина, мочевая кислота. 9.1.5.5 — установить связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов 1
9.2C Координация и регуляция, биофизика (8 часов) Типы и функции нейронов. Функции нервной ткани (глиальные клетки). Миелинизированные и немиелинизированные оболочки аксона. Синапсы и медиаторы.
Моделирование «Строение нервной ткани». 9.1.7.1 — устанавливать взаимосвязь между строением нервной клетки и функцией нервной клетки
9.1.7.2 — анализировать функции нервной ткани и ее структурных компонентов 1
Возникновение и проведение нервных импульсов в миелинизированных и немиелинизированных аксонах. Скорость проведения. Мембранный потенциал, потенциал покоя и потенциал действия. Моделирование «Изучение скорости возникновения и передачи нервного импульса». 9.1.7.3 — описывать возникновение и проведение нервного импульса 1
Электрические процессы в живых организмах. Электрорецепторы и электрические органы. 9.4.4.1 — изучать электрические процессы в живых организмах 1
Механизм нейрогуморальной регуляции на примере регуляции вдоха и выдоха. Сравнение нервной и гуморальной регуляции. Адаптация организма к стрессу. 9.1.7.4 -объяснятьмеханизмнейрогуморальнойрегуляции 1
Нейрокомпьютерныйинтерфейс. Система обмена информацией между мозгом и компьютером. 9.4.4.2 -изучать особенности технологии интерфейс компьютер-мозг 1
Механизмы поддержания гомеостаза. Отрицательная и положительная обратная связь в биологических системах. 9.1.7.5 — объяснять механизм поддержания постоянства внутренней среды организма 1
Регуляторы роста и развития растений. Лабораторная работа«Исследование влияния ауксина на растения». 9.1.7.6 — анализировать влияние ростовых веществ на жизнедеятельность растений 1
Суммативное оценивание 1
Итого 14
3-я четверть
9.3AДвижение (2 часа) Работа мышц.
Демонстрация «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Регуляция мышечных движений».
Лабораторная работа «Изучение процесса утомления мыщц при статической и динамической работе». 9.1.6.1- исследовать максимальное мышечное усилие и силовую выносливость мышц руки;
9.1.6.2 — исследовать зависимость работы от частоты мышечных сокращений 2
9.3В
Молекулярная биология и биохимия (2 часа) Принципы строения молекулы дезоксирибонуклеиновойкислоты:комплементарность нуклеотидов 9.4.1.2 — описывать строение двойной спирали молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты;
9.4.1.3 — моделировать молекулу дезоксирибонуклеиновойкислоты на основе принципов её строения 2
9.3С Клеточныйцикл (4 часа) Интерфаза. Стадии интерфазы: Gl, S и G2. 9.2.2.1 -объяснять процессы, происходящие в интерфазе клеточного цикла 1
Митоз. Фазы митоза.
Лабораторная работа «Исследование митоза в клетках корешка лука». 9.2.2.2 -охарактеризоватьфазымитоза 1
Мейоз. Фазы мейоза. Сравнение митоза и мейоза.
Моделирование «Изучениефазмейоза». 9.2.2.3 — охарактеризовать фазы мейоза;
9.2.2.4 — сравнивать процессы митоза и мейоза 2
9.3DЗакономерности наследственности и изменчивости (9 часов) Закономерности наследования признаков, выявленные
Г. Менделем. Гибридологическийметодизучениянаследственности 9.2.4.1 — оценивать роль исследований Г. Менделя в становлении и развитии генетики 1
Цитологические основы генетических законов наследования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Moно- и дигибридноескрещивание. Закондоминирования. Законрасщепления. 9.2.4.2 — обосновывать цитологические основы моногибридного скрещивания и решать задачи на моногибридное скрещивание;
9.2.4.3 — обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание 2
Взаимодействие аллельных генов: полное и неполное. Явление доминирования признаков.Понятие анализирующего скрещивания и его практическое значение. 9.2.4.4 — сравнивать полное и неполное доминирование;
9.2.4.5 -оцениватьзначениеанализирующегоскрещивания 2
Генетика пола.Генетический механизм определения пола. Наследованиесцепленное с полом. Гемофилия и дальтонизм. 9.2.4.6 — описывать теорию определения пола;
9.2.4.7 — составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола 1
Закономерности наследования групп крови у человека.Резус-фактор. 9.2.4.8 — объяснять механизм определения и наследования групп крови человека 1
Генетика человека. Методы изучения наследственности у человека. Предупреждение наследственных заболеваний человека. Составление генеалогического древа человека.Моделирование «Составлениеродословнойчеловека». 9.2.4.9 — характеризовать основные методы изучения генетики человека;
9.2.4.10 — составлятьгенеалогическоедрево 1
Современные сельскохозяйственные технологии для повышения урожайности.
Новые альтернативные пути ведения высокопродуктивного сельского хозяйства 9.2.4.11 — изучать использование современных сельскохозяйственных технологий для повышения урожайности культурных растений на основе местного региона 1
9.3EМикробиология и биотехнология (2 часа) Общая схема биотехнологического процесса и продукты, получаемые в биотехнологии (для медицины, промышленности и сельского хозяйства).
Производство инсулина. 9.4.3.1 — описывать общую схему биотехнологического процесса на примере производства инсулина;
9.4.3.2 — приводить примеры продуктов, получаемых в биотехнологии 2
Суммативное оценивание 1
Итого 20
4-я четверть
9.4А Размножение (6часов) Строение и функции половойсистемы человека. 9.2.1.1 — описывать строение половой системы человека 1
Лабораторная работа «Изучение строения мужских и женских гамет». 9.2.1.2 — исследовать особенности строения мужских и женских половых клеток 1
Вторичные половые признаки. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальнаязрелость. 9.2.1.3 — описывать развитие вторичных половых признаков в период полового созревания 1
Менструальный цикл. Роль гормонов эстрогена и прогестерона. 9.2.1.4 — описывать менструальный цикл и роль эстрогена и прогестерона 1
Виды контрацепции, их значение и применение. 9.2.1.5 — объяснять значение и виды контрацепции 1
Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, гепатиты В,С. Меры профилактики. 9.2.1.6 — объяснять последствия заболеваний, передаваемых половым путем и меры их профилактики 1
9.4BРост и развитие (3 часа) Внутриутробное развитие. Первые стадии зародышевого развития. Формирование и развитиеплода. 9.2.3.1 — объяснять роль плаценты в развитии эмбриона;
9.2.3.2 — сравнивать развитие эмбриона и плода 2
Влияние курения, наркотических веществ и алкоголя на развитие эмбриона человека. 9.2.3.3 — объяснять последствия влияния курения, алкоголя и других наркотических веществ на развитие эмбриона человека 1
9.4СЭволюционноеразвитие (6 часов) Этапы развития жизни на Земле. 9.2.5.7 -изучать основные этапы развития жизни на Земле 1
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновениесовременнойтеорииэволюции. 9.2.5.1 -изучать основные положения работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка;
9.2.5.2 — объяснять роль трудов Ч. Дарвина в создании учения об эволюции 1
Движущие силы эволюции. Приспособленность в результате естественного отбора. Роль изменчивости в эволюционном процессе (мутационная, комбинативная). Естественный отбор, его формы (движущая и стабилизирующая). Борьба за существование(внутривидо-вая, межвидовая). Моделирование «Изучение адаптаций как результат естественного отбора (бабочка)» 9.2.5.3 — охарактеризовать движущие силы эволюции;
9.2.5.4 — описывать роль естественного отбора в адаптации организмов 2
Определение понятия «вид». Структура вида. Критерии вида. Понятие «видообразование». Формы и механизмы видообразования. 9.2.5.5 — охарактеризовать структуру и критерии вида
9.2.5.6 — объяснять процессвидообразования 2
Суммативное оценивание 1
Итого 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *